Крымский веночек

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

КРЫМСКИЙ
ВЕНОЧЕК

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Авторский коллектив:
Мухоморина Людмила Гавриловна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной
работе МБ ДОУ «Детский сад №2 «Золотой ключик» города Евпатории Республики Крым»,
руководитель творческой группы;
Кемилева Эльвина Фикретовна, методист учебно-методической лаборатории дошкольного
и начального образования КРИППО;
Тригуб Любовь Михайловна, старший преподаватель кафедры дошкольного образования
ГБОУ ВО «Крымский инженерно-педагогический университет»;
Феклистова Елена Владимировна, методист МКУ «ЦОДМОО» управления образования
администрации города Евпатории Республики Крым.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Цели и задачи реализации программы
– воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к
языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения,
к культурам, отличным от его собственной;
– воспитание любви к Родине;
– подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе
взаимопонимания, мира, толерантности, дружбы между всеми народами,
этническими, национальными группами.
Цели отвечают содержанию и направленности международных и российских
документов о правах ребенка и об образовании.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ














Задачи программы:
1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения, гражданской
позиции:
– к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;
– к природе родного края;
– к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.
2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к
родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных
национальностей, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.
3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной
символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам.
4. Воспитание уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии,
добрых чувств к людям других национальностей, чувства собственного достоинства и толерантности.
5. Ознакомление детей с историей, природой Крыма, историей города, села, в котором они живут, с людьми,
прославившими эти места.
6. Ознакомление с особенностями языка, быта и традициями людей, проживающих в Крыму – в том числе с
семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.
7. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».
8.
Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости,
позитивного отношения к разнообразию культур.
9.
Создание условий для краеведческой и народоведческой работы в дошкольных образовательных
учреждениях.




Актуальность программы

педагогическая наука и практика акцентируют внимание общества
на низком уровне этического, гражданско-патриотического
воспитания, на дефиците нравственных норм, торжестве
бездуховности, влиянии антикультуры на подрастающее поколение.
В последнее десятилетие в детских садах наблюдается тенденция
насыщения дошкольников больше знаниями, нежели развития их
духовно-нравственной сферы. Поэтому сейчас возникает
необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его
вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Именно глубокое духовное содержание, нравственная
направленность в системе разностороннего воспитания личности
обеспечивает ребенку потребности коммуникативного,
познавательного, творческого характера, помогает воспринимать мир
во всем его многообразии, понимать мир человеческих отношений.

Отличительные особенности программы
Направленность на развитие личности ребенка. Приоритетность программы –
воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной
позицией, стремящейся творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций, имеющего свое личное мнение и умеющего отстаивать его.
Патриотическая направленность программы. В программе большое внимание
уделяется воспитанию в детях патриотических чувств к малой и большой
Родине, их прошлому, настоящему и будущему.
Направленность на нравственное воспитание. Воспитание уважения к
традиционным ценностям, существующим у всех народов, таких, как любовь и
почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших и др.
Направленность на развитие познавательных способностей. Программа
нацелена на развитие интереса, стремления получать новые знания о людях,
окружающих ребенка. Формирование отношение к образованию как одной из
ведущих жизненных ценностей.
Направленность на сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей. Предложенные в программе подвижные игры, игры на
взаимодействие, на развитие эмоциональной сферы и др. способствуют
развитию потребности в движениях, развитию коммуникативности и
эмоциональности, сохранению народных традиций.
Направленность на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это
обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Новизна программы

«Крымский веночек»
Новизна Программы заключается в реализации принципа интеграции федерального и
регионального содержания дошкольного образования. Представленная Программа является
региональной парциальной образовательной программой, в содержание которой внесены
изменения и дополнения в соответствии с основополагающими требованиями ФГОС ДО,
задачами государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №
795).

Структура программы







Программа состоит из трех основных разделов – целевого,
организационного и содержательного.
Целевой раздел представлен пояснительной запиской,
планируемыми результатами освоения программы, а также
значимыми для разработки и реализации программы
характеристиками.
В пояснительной записке определены основные цели и
задачи реализации программы, принципы и подходы к ее
формированию, новизна и актуальность, отличительные
особенности программы. Также в пояснительной записке
дано описание учебно-методического обеспечения
программы и формы взаимодействия с семьями
воспитанников.
В организационном разделе описаны условия реализации
каждого раздела программы.

Республиканский
региональный проект

«Дошкольникам о Крыме»
учебно-методическое сопровождение к
воспитательно - образовательному процессу в
дошкольных образовательных организациях
Республики Крым

Содержание регионального компонента
дошкольного образования призвано способствовать
формированию у дошкольников духовно-нравственных
ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности
в условиях многонациональной среды.

Использование регионального компонента
как одного из средств социализации дошкольников предполагает
следующее:









1.Ознакомление дошкольников с родным краем в рамках реализации образовательной программы
ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более
близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим
фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города,
дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои
чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Повышение профессионального уровня всех участников образовательного процесса
(воспитателей, музыкальных руководителей , узких специалистов);
6.Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной
деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами,
родителями воспитанников.

Эффективное формирование у детей основ
культурно-исторического наследия возможно
при соблюдении следующих факторов:
! использование программ и технологий в работе по крымоведению;
! комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
! создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом
накопленного им опыта, особенностей познавательной, эмоциональной
сферы;
! учет специфики организации и построения педагогического процесса
(возрастная группа, коррекционная работа);
! использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и
чувств(вовлечение в работу узких специалистов ДОО).

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей,
принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного
края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

•
•
•

•
•
•
•

принцип поддержки инициативы детей в различных видах детской
деятельности
принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания
ребенка полноценным участником образовательных отношений;
принцип построения образовательной деятельности на основе
индивидуальных особенностей каждого ребенка;
принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства,
обогащения (амплификации) детского развития;
принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям
семьи общества и государства;
принцип
возрастной
адекватности
дошкольного
образования
(соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям
развития);
принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.

Для эффективной реализации
регионального компонента необходим
ряд педагогических условий:







Создание культурно-развивающей среды в ДОУ
Подготовка педагогического коллектива к реализации
регионального компонента дошкольного образования
Организация эффективного взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и социума
Интеграция регионального компонента в образовательную
деятельность
Организация эффективного взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и семьи.



Подготовка педагогического коллектива к
реализации регионального компонента
дошкольного образования

! Для успешной реализации регионального
компонента, необходима организация методической
работы с педагогическими работниками ДОО
(педагог должен знать национально-культурные,
исторические, природные, этнографические
особенности Республики Крым).



Организация эффективного взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения и социума

! Современное дошкольное образовательное учреждение не может
успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого
сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи,
театры, фольклорные коллективы и сообщества и т.п.)
Важное значение в приобщении дошкольников к культуре народов
Крыма занимают народные праздники и традиции народов Крыма



Организация эффективного взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения и
семьи

! Поддержка со стороны родителей.
Процесс воспитания любви к Родине должен быть комплексным, интересным,
современным , информационно-насыщенным..

Комплексно-тематическое планирование
может включает в себя блоки:
1. Люди Крыма и их культура
2. Природа Крыма
3. История людей и памятников
4. Художественная литература
5. Музыка
6. Играем вместе
7. Традиционная и современная культура людей, живущих в Крыму

Для обеспечения реализации регионального компонента
важно создать эстетически привлекательную
образовательно-культурную среду,
направленную, прежде всего, на обеспечение духовнонравственного развития и воспитания детей в соответствии
с требованиями ФГОС ДО.


• Результативность работы по реализации регионального
компонента предполагает, что в процессе формирования основ
крымоведения ребенок:
приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных,
растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с
окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;
• овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной
нации, элементарной историей своего рода;
• определяет свою социальную роль;
• имеет элементарные представления об истории родного города или села, его
достопримечательностях;
• обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;
• учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;
• приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг
с другом;
• развивает самостоятельность, творческие способности, инициативность;

Вывод: реализация регионального компонента в
социально-коммуникативном, познавательном,
речевом, художественно-эстетическом и физическом
развитии дошкольников, построенная в системе, будет
способствовать достижению целевых ориентиров
ФГОС ДО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».