08.04.2020
Особенности
организации занятий с детьми дошкольного возраста в семье
Родители
и их отношения с ребенком — главное условие для развития
Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто
их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и
худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать
своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные
воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к
выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче
отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.
Итак,
как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми?Доказано,
что качество общения с родителями во многом определяет психологическое
развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время проводить со
своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими
играми, изаданиями, могут дать малышу очень много.
Однако, до
сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет
заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времяпровождения
с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих
родителей.
Многолетний
опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе
родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности
занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным,
находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.
Для заботливых родителей, которые
решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться
рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни
семьи.
Организуйте
удобное пространство для занятий
-
Детский стол по возрасту (крайне желательно
однотонный, лучше светлых тонов).
-
Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей
копилки с заданиями и развивающими играми.
-
Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными
в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и
самостоятельности).
-
Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые
пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
-
Ковер или место для игр на полу.
-
Полка для выставки творческих работ (для детей
после трех лет).
-
Под рукой должны быть творческие материалы (клей,
карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.). Их также лучше хранить в закрытом
шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих
принадлежностей для самостоятельной работы ребенка. Взрослея, ребенок
научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на
место.
Одна из
важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки,
календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные
задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают
его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.Успехи своего ребенка важно
замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей,
которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и
поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и
поощрение – главный стимул к продолжению занятий.
Среда
должна мотивировать и организовывать внимание
Среда должна
мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому,
чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.
В раннем
возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира — залезть,
открывать шкафы, вытаскивание и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с
любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут
побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской
деятельности.
В более
старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для
творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же
— нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов.
Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для
которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать.
Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим
ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при
выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете
пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на
«новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым
увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.
Научитесь
выделять 10-15 минут на подготовку каждый день
Для того,
чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать,
чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый
день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что
можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда
появляется возможность, будет значительно проще. Особенно важна эта
рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста.
Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять. Придумать (или
заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.
Когда Вы готовите
занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную
коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги.
Сохраняйте в закладки полюбившиеся
сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в свою
«копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы
складывают понравившиеся задания.
Учитывайте
особенности детей
Значение
имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание,
работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать,
что ребенок любит делать и что ему дается сложнее.
Когда вы
будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в
дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не
откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и
усваиваться в разы быстрее.
С ребенком –
дошкольником все задания лучше давать в игровом контексте: «путешествие», «день
рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых
герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать
игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В
младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме
карточек и лото. Для детей постарше – приключения, настольные игры.
Обязательно
завершайте задания
Следующая
рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит
от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой
и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять
минут может быть трудно. При этом важно, чтобы задания оказывались
завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание,
которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя
занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности. Желательно приучать
к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие вернутся на
свое на место.
Когда ребенок занимается легко, с
интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то
завершение заданий обычно не представляет сложностей.
Старайтесь
заниматься регулярно
Следующая
важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются
так, что времени остается совсем мало – не беда. Приучите себя и вашего
дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания в день. Когда будут
появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка
проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день
интересными заданиями и событиями.
Поддерживайте
мотивацию ребенка
Познавательный интерес у детей
непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим удовольствием делает
это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что
ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает
необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия.
Планируйте
занятия
Дошкольные образовательные организации осуществляют
свою деятельность в соответствии с основной образовательной программой,
составленной с учетом примерных образовательных программ «От рождения до
школы», «Истоки» или «Успех».
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» ежедневно проводятся 2-3 занятия с детьми
дошкольного возраста, длительность и количество которых зависит от возрастных
особенностей.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет
длительность занятий не должна превышать 10 мин.
Продолжительность занятий для детей от 3 до 4 лет -
не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5
до 6 лет - не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. В
середине занятия проводят физкультурные минутки.
Игра - ведущий
вид деятельности ребенка дошкольного возраста, поэтому она
занимаетособое место в перечне
методов и приемов, направленных на реализацию содержания программыдошкольного
образования.
Игра, и прежде
всего дидактическая игра, является и
игровым методом обучениядетей дошкольного возраста, и формой обучения, и
средством разностороннего воспитания личности ребенка одновременно. Игра и
игровые задания включаются в содержание воспитательно-образовательного процесса
на протяжении всего дня, во всех видах детской деятельности, во всех формах
организации работы.
В занятия
дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и
дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры
на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических
работ.
Планируя
занятия, учитывайте принцип чередования видов деятельности – сосредоточенная
работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми.
Выбирать
время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и
достаточно хорошем самочувствии. Если большую часть времени ребенок
капризничает – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными
заданиями и играми.
Нельзя упускать время в
таком важном деле, как воспитание и развитие ребенка. До 6 лет дети могут
приобрести знания, навыки и умения, которые станут отличной базой дальнейшего
развития. Многие родители самостоятельно проводят занятия с детьми и обучают их
чтению, знакомят с окружающим миром. Дошкольники обладают феноменальным
потенциалом. Поэтому взрослые часто стремятся не только дать элементарные
знания, но и научить ребенка говорить на иностранном языке.
Ориентиры развития в 5-6 лет
В возрасте 5 лет
ребенок может справиться с такими заданиями: рассказать о себе и своей семье;
назвать время года, время суток; объяснить простейшие причинно-следственные
связи (мама стирает потому, что…; папа взял зонтик потому, что…); пояснить
назначение предметов обихода (зачем нужен стол, стул, кастрюля, ручка); назвать
геометрические фигуры и предметы, похожие на них по форме; сосчитать несколько
предметов с переходом через десяток; назвать цвета; рассказать, из каких частей
состоят предметы мебели, быта; запомнить и произнести слова, фразы на
иностранном языке; заштриховать контурный рисунок; вырезать ножницами полоски
бумаги и сделать из них коврик; скопировать узор.
В 5 лет дети могут
пояснить свои мысли, знают цвета, умеют считать В 6 лет детям доступны более
сложные действия: понимание сюжетной связи картинок и составление рассказа;
пояснение смысла простых пословиц; выполнение элементарных арифметических
операций; обобщение и деление на группы; объяснение значения слова (действия,
признаки, конкретные предметы и абстрактные понятия); составление правил игры;
ориентация в пространстве и времени; рисование человека, копирование узоров и
геометрических фигур; выполнение игровых упражнений, повтор и составление
простых диалогов на английском языке.
Дети 5-6 лет могут
хорошо проявить себя на домашнем занятии. Взрослые должны обеспечить
благоприятные условия для этого, например: увлекательное начало с сильной
мотивацией (что будем делать и зачем; научимся…, узнаем…; поиграем…); краткость
в постановке задач (постепенно нужно добиться, чтобы ребенок удержал в памяти
инструкцию хотя бы из 3-х пунктов); точность объяснения задания на доступном
языке (для правильного выполнения нужно четко понимать, что делать); включение
подвижных игр и упражнений в качестве физкультминуток между сложными заданиями
и в виде отдельного блока в конце занятия; подведение итогов в конце «урока»
(чему научились, что понравилось; награда за особые достижения); концовка может
быть в виде веселого стихотворения, которое родители произносят вместе с
малышом в конце каждого занятия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.04.2020
Дата обновления: 09.04.2020
Дата публикации: 08.04.2020