Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни.
26.09.2022
Особенности
речевого развития ребенка
шестого
года жизни
Звукопроизношение
Примерные сроки
появления звуков
Возраст |
Звуки |
1 - 2 года |
а, о, э, пь, п б, бь, м, мь; |
2 -3 года |
и, ы, у, в,
вь, ф, фь, т, ть, д, дь, н, нь, г, гь, к, кь, х, хь |
3-4 года |
с, сь, з,
зь, ц |
4-5 лет |
ш, щ, ж,
ч |
5-6 лет |
л, ль, р,
рь |
В этом возрасте ещё может отмечаться неправильное произношение сонорных звуков (л, ль, р, рь). Дошкольник может произносить «йак» или «лак» вместо «рак», «йюк» вместо «лук». Такое нарушение считается физиологической нормой и в данном возрасте не вызывать беспокойство. Но если ваш ребенок произносит звук «Р» горлом, звук «Л» похож на «W», уже есть повод для обращения к логопеду.
Ребенок
использует в речь прилагательные, обозначающие состояние предметов (стеклянный)
а также отвлечённые, абстрактные понятия (злой, добрый).
Дети
шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт»,
указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет), водный (корабль), наземный
(машина), подземный (метро).
Ориентируются
в пространстве (сзади, впереди, наверху, внизу) и времени (вчера, сегодня, днем).
Грамматический строй речи
Ребенок правильно употребляет в речи
простые и сложные предлоги (из, из-под, из-за);
- правильно согласовывает в речи существительные
с числительными (одна вилка, две вилки, пять вилок);
- согласовывает прилагательные с
именами существительными в роде числе и падеже (шкаф деревянный, солнце круглое);
- образовывает притяжательные
прилагательные (лисий хвост, мамина шапка).
Связная речь
В этом
возрасте дети могут составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное им
художественное произведение, поделиться своими впечатлениями о поездке, о
походе в зоопарк, просмотренном мультфильме, о совместных играх с друзьями. Они
уже сознательно подбирают наиболее яркие, точные, подходящие по смыслу слова,
чтобы полнее выразить свои мысли.
Слоговая структура
слова полностью
сформирована. Могут допускать ошибки в малознакомых словах (бронированный,
экскурсовод).
Примерные
ориентиры речевой нормы для детей 5-6 лет:
1.Уверенно
выстраивает речь в соответствии с правилами грамматики. Иногда дети допускают
ошибки в постановке ударения.
2.Развёрнуто
отвечает на вопрос ( -Что вы делали сегодня в детском саду? –Сегодня в детском
саду мы играли с Мишей в прятки.) ;
3.
Слоговая структура слова полностью сформирована. Ребенок не «проглатывает»
окончания, не пропускает слоги в словах.
4.
Дети составляют рассказы по картине или серии картинок. Пересказывают сказки,
могут придумать конец для рассказа.
5.В
речи использует интонационные акценты ( говорит громче-тише);
6.Подбирает
синонимы (реветь-плакать, бросать-кидать), антонимы (теплый - холодный, добрый
- злой);
7.Использует
суффиксальный и префиксальный способы образования новых слов;
8.
Пользуется обобщающими понятиями (транспорт, посуда, ягоды);
9.
Правильно произносит все звуки родного языка.
Признаки неразвитой речи:
1.Ребенка не всегда
могут понять посторонние люди;
2. Ребенок говорит
невнятно;
3. Из-за того, что
речь неразборчива, трудно определить, насколько она грамотна, и какими
грамматическими категориями он может пользоваться. Например, числом и родом
имён существительных, падежами, числом и лицом глаголов;
4.Отвечает односложно
на вопросы (
-Что вы делали сегодня в детском саду? –Играли) ;
5.Фразы, используемые
в речи, короткие и неполные, состоят из существительных и глаголов;
6.Неправильно
произносится или не произносится большое количество звуков.
Если у вашего ребёнка есть
хотя бы один из этих признаков, необходимо обратиться к специалисту!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.09.2022
Дата обновления: 25.09.2022
Дата публикации: 26.09.2022